вторник, 24 июня 2008 г.

NV. 56. 14 и след; 58. 2 и след.). О значении этого определения и о том, как оно было использовано

NV. 56. 14 и след; 58. 2 и след.). О значении этого определения и о том, как оно было использовано в школе вайшешиков Пра-шастападой, мы уже имели случай говорить подробно.379 Уддьотакара, с обычной своей живостью и схоластическим остроумием, полемизирует против Дигнаги. В сущности, спор между ними идет о том, познается ли связь понятий из опы та, или она покоится на априорных законах, другими словами, это своего рода спор между эмпиризмом и априоризмом. Вачаспатимишра говорит об этом с определенностью, не оставляющей никакого сомнения (см. NVTT. 127. 1 и след.). Найяики отвергали как априорный характер тех законов, на которых покоится связь понятий, так и буддийскую таблицу категорий, которые являются выражением априорности и имманентности этой связи. С своей стороны, сутры найяиков содержат попытку классификации выводов,330 которая, однако, не удержалась в объединенной школе ньяя-вайшешика, по всей вероятности, потому, что не была принята Прашаста- См. Введение к IV части. См. о них: Jacobi Н. Indische Logik. S. 477. падой. Другое разделение выводов на утвердительно-отрицательные, чисто-утвердительные и чисто-отрицательные было искусственно навязано смыслу сугры I. 1. 5 Уддьотакарой (ISV. 48, 9 и след.) под влиянием полемики с буддистами; оно удержалась в объединенной системе ньяя-вайшешика до наших дней.5*1 Буддийская классификация выводов не оставила в этой системе никаких следов. Сутры системы вайшешика содержат весьма краткие заметки об умозаключении (См. VS. III. 1. 9 14 и IX. 2. 12). Автор их, по-видимому, был знаком- с логикой найяиков и только дополнил их перечислением разных видов логической связи, которая выражается в умозаключении. Связь эта возможна, по его мнению: 1) если два объекта относятся друг к другу как причина и действие, или 2) если между ними есть связь, или 3) если они друг другу противоположны, или 4) если один ингерирует в другом. Неудовлетворительность этой классификации бросается в глаза и потому не удержалась даже у Прашастапады. Инвестициив Интернет

Комментариев нет: